Коммерческое право

Егорова Марина Александровна, д.ю.н., доцент.

Лекция 1-2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.

Коммерческое право является частью гражданского права. Как и предпринимательское.

В содержание КП входит:

Коммерциум — торговля. Коммерция — торговля — приобретение и сбыт товаров различного назначения, то есть определенная цепочка покупок и продаж.

Торговля — это договоры купли-продажи в системе товаропотока.
В содержательном отношении КП составляет часть Гражданского права. КП, как часть гражданского права, регулирует часть вопросов организации торговой деятельности. Часть отношений сугубо торговые, не свойственные ГП, но часть отношений имеют отношение к ГП. КП как наука и учебная дисциплина стоит отдельно от ГП.
Отношения в области оптовой торговли.

КП как учебная дисциплина предназначена для целей обучения и подготовки специалистов к практической работе.

История становления КП.

Одной из первых работ в этой области была книга М.М. Михайлова «Торговое право» (1860). П.П. Цитович — «Учебник торгового права» (1891). Именно Цитович выстроил систему основных понятий и теорий торгового права, обозначил основные проблемы КП. Его работы до сих пор актуальны. Шершеневич «Курс торгового права» (1898-1899). Этот курс продолжил развитие ТоргПрава. Каменко А.И. В 1911 году выпустил «Очерки торгового права». Каменка доказал самостоятельность торгового права.

Соотношение понятий предпринимательской, коммерческой и торговой деятельности.

Торговля в широком смысле слова представляет собой операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, без которых невозможно организовать нормальное проведение торговых операций.
Торговля с правовой точки зрения представляет собой разновидность предпринимательской деятельности, которой присущи все основные признаки предпринимательской деятельности, регламентированные законодательством в п.1 ст.2 ГК РФ.

По п.1 ст.2 ГК, предпринимательская деятельность имеет следующие признаки:

Самостоятельность торговой деятельности базируется на принципе диспозитивности. Гражданскому праву присущ диспозитивный метод, и, так как коммерческое право является частью гражданского права, то методом КП тоже является диспозитивный. Торговая деятельность субъектов могут быть ограничены только федеральными законами. Субъекты торговли в процессе деятельности сталкиваются с рисками. Эти риски могут носить различный характер:

Это риски, связанные с производством и реализацией продукции, неправильной ценовой политикой, с приобретением товара низкого качества, неблагоприятным соотношением цен покупаемых и продаваемых товаров и т.д.

Это риски, связанные с опасностью валютных потерь при обмене валюты, снижением активов капитала, не возвратом кредитов, несбалансированной ликвидностью, банковскими злоупотреблениями и т. д.

Это основные виды рисков.

Риски выполняют ряд важных стимулирующих функций в торговой деятельности.
Основным критериальным признаком торговой деятельности, как предпринимательской, является направленность на извлечение прибыли.

В торговле прибыль должна извлекаться систематически, то есть это постоянная деятельность, носящая профессиональный характер.

Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть специально зарегистрированы.

В некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской без регистрации.

Торговая деятельность имеет особый предмет — товар. Без этого предмета торговли нет торговой деятельности. Соответственно в торговом обороте есть спрос товара и предложение товара. Первичен спрос на товар, который и рождает предложение.

Основное отличие коммерческого права от предпринимательского состоит в том, что предпринимательское — это производство товара, а коммерческое (торговое) — это его реализация.
Не всякая произведенная или созданная вещь может приобрести статус товара. Отличительная особенность товара — потенциальная способность быть проданной (возмездная сделка). Товарная стоимость — неотъемлемый критерий товара. При наличии спроса изготовитель производит вещь со свойствами товара. Для того чтобы быть использованным по назначению, товару необходимо движение от производителя к потребителю. Именно это и составляет предмет коммерческого права.
Это движение осуществляется на товарных рынках путем осуществления различных сделок.
Итого в торговом праве есть 3 этапа движения товаров:

 

Итого можно выделить 3 сферы движения материальных ресурсов:

Таким образом, потребительская сущность товара сводится к тому, чтобы путем его продвижения от изготовителя к потребителю через систему возмездных сделок, чтобы в конечном счете этот товар был использован по назначению.

Классификация торговоли.

Товары приобретаются не для использования их по назначению, а для продвижения их на рынке и для применения их в предпринимательской или иной деятельности. Оптовая торговля призвана:
а) удовлетворять спрос производителей, осуществляющих закупки товаров для материально-технического обеспечения производственного процесса;
б) обеспечить сбыт произведенной изготовителем продукции;
в) призвана опосредовать коммерческую деятельность, направленную на продвижение товаров на товарных рынках к конечному потребителю.
Эти признаки составляют существо коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность отличается от предпринимательской более узким объектом, и является его частью.

Коммерческая деятельность — это разновидность предпринимательской деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляемой физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателя, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям.
При розничной торговле продавец обязуется передать потребителю товар, предназначенный для личного, домашнего, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, поэтому розничная торговля не относится к коммерческому праву. (п. 1 ст. 491 и ст. 596 ГК РФ). Одной из особенностей розничной торговли является то, что товар находит конечного потребителя, после чего товар выходит из товарного обращения, и товар уже воспринимается как вещь. Розничную торговлю не относят к коммерческой деятельности, но относится к предпринимательской, потому что есть систематическое получение прибыли особым субъектом.
Признак потери вещью товарных свойств при ее реализации в розничной торговой сети является главным критерием невозможности отнесения розничной купли-продажи к разновидности коммерческих сделок.

Вывод: хозяйственные отношения по производству товаров и розничная торговля не являются объектом коммерческих отношений. Коммерческая деятельность, как предпринимательская, может осуществляться несколькими путями:
1) Путем отчуждения и приобретения товаров, находящихся в торговом обороте;
Эти сделки должны соответствовать нескольким критериям:

По этому признаку договоры аренды и доверительного управления не могут быть отнесены к коммерческим договорам;

По этому критерию договор дарения или пожертвование не являются коммерческими сделками.

Логистика, технологические работы, погрузочные работы, маркетинговые исследования, производство и распространение рекламы.

Перевозка, хранение, страхование, возмездное оказание услуг (например, охрана склада), коммерческое представительство.

В экономическом понимании коммерческая деятельность включает в себя 3 направления:

Торговой оборот начинается не с акта покупки партии товаров, а с продажи изготовителем произведенного им продукта.
Продажа созданного продукта составляет первый необходимый элемент продвижения товара до конечного потребителя. Продажа предшествует покупке товара, а не наоборот.

Товар может быть реализован без участия посредников.
В состав коммерческой деятельности следует включать акты приобретения товара покупателями. Крупнейшая группа приобретателей товаров — розничные торговые организации.

Обязательные участки торгового оборота:

Только совокупность этих участков составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования торгового права.

Предметом коммерческого права является правовое регулирование коммерческой торговой деятельности.
Коммерческое право — это совокупность общих и специальных правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению коммерческой деятельности.
Предметом коммерческого права являются общественные отношения в сфере оптовой торговли. В предмет ГП входят имущественные отношения, возникающие по поводу материальных и иных благ и имеющие экономическую форму товара; и личные неимущественные отношения, не являющиеся предметом коммерческого права. Предмет КП включает в себя только имущественные отношения, возникающие по поводу материальных и иных благ, имеющих экономическую форму товара. Следовательно, по отношению к предмету ГП, предмет КП значительно уже.

Признаки коммерческих отношений.

Коммерческим отношениям присущи все признаки гражданско-правовых отношений. Отличительные особенности признаков КП состоят в:

Производство не входит в круг отношений КП.

Метод коммерческого права — диспозитивный.
Для КП характерен гражданско-правовой метод правового регулирования. Но есть особенности:

Расширение этих рамок проявляется в возможности заключения любых видов договоров, включая смешанные и непоименованные; и устранение некоторых видов запретов (например на совершение односторонних сделок, ст. 393 ГК РФ).

Введение самими субъектами торгового оборота кодексов деловой этики, деловых обыкновений.
а) установление дополнительных обязанностей (обязательное информирование о свойствах товара, повышенная осмотрительность, заботливость и добросовестность по отношению к контрагенту, использование простых форм заключения договоров, формулирование точных и строгих условий договора, установление повышенной ответственности за нарушение договора относительно граждан-потребителей.)
б) ограничение отдельных прав для сторон коммерческого отношения (недопустимость ограничения ответственности за нарушение договора п.2 ст. 400 ГК; отсутствие права требовать расторжения или изменения договора присоединения п. 3 ст. 428 ГК; ограничение права на односторонние сделки п.1 ст. 546 ГК)
в) установление специальных правил для публичных договоров (нельзя оказывать предпочтение одному лицу над другим ст. 426 ГК; цены товаров должны быть одинаковыми для всех контрагентов; запрещен отказ от заключения публичного договора).

3 элемента метода правового регулирования КП:

Государство передает часть своих полномочий общественным объединениям предпринимателей.

 

Источники КП.
1. Конституция РФ; ст. ст. 8, 34 и 71.
2. ГК РФ;
3. ФЗ;

4. Подзаконные акты по вопросам коммерческой деятельности.
5. Международные соглашения.

Коммерческое право и коммерческое законодательство.

Коммерческое право — это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении предпринимательской деятельности.

Коммерческое законодательство — это совокупность комплексных нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность.

Субъекты коммерческой деятельности.

Субъектами КД являются зарегистрированные в определенном порядке лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, профессионально участвующие в торговом обороте с целью извлечения прибыли и несущие самостоятельную имущественную ответственность.
В качестве главного субъекта КД рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Поэтому во многих странах имеется понятие субъекта КД— коммерсант.

Виды субъектов КП.
Граждане-физические лица не являются субъектами коммерческого права.
Гражданская и торговая правоспособность отдельных лиц отличается.
1. по признаку происхождения собственности.

2. по признаку происхождения капитала.

3. по экономическим показателям.

Классификация бирж.
а) по территории действия:

б) по назначению

в) по характеру биржевых операций

Осуществляет торговлю стандартными контрактами.

Систематизация по предметам торговли.

Специализируются на определенном виде товара.

Осуществляющие лицензируемую деятельность. (торговля лекарственными товарами).

Систематизация по ОПФ.

По объекту КД.
продавцы и покупатели товара (основные субъекты КД!)

Оптовые покупатели — это перепродавцы товаров, действующие внутри оптовой торговой сети. Дилеры, дистрибьютеры, трейдеры, фирмы-стокисты.

Дилер — (ст. 9 Закона о биржах) — это биржевой посредник, совершающие биржевые сделки от своего имени и за свой счет, с целью последующей перепродажи на бирже.
Дистрибьютер — это оптовый посредник, осуществляющий коммерческую деятельность от своего имени и за свой счет, которым также предоставлены исключительные права на покупу и перепродажу определенных товаров в пределах оговоренной территории или рынка.
Трейдер — это специализированный посредник, совершающий сделки по поручению клиентов, от своего имени и за свой счет.
Стокист — это фирмы, осуществляющие продажу товара определенного экспортера по договору комиссии. Склад, принадлежащий фирме-стокисту, называется консигнационным.

Маклер — это коммерческий посредник, не заключающий самостоятельно сделки, а только указывающий на возможность их совершения. Главная задача маклера в коммерческом обороте — сближение продавца и покупателя, которое производится за маклерское вознаграждение, выплачиваемое как продавцом так и покупателем. Величина вознаграждения зависит от суммы сделки. Помимо бирж, маклерская деятельность осуществляется и на торговых рынках.
Из всех видов маклеров, только биржевые маклеры могут быть субъектами коммерческого права.

Биржевые и товарные брокеры заключают сделки от имени и за счет принципала.
Понятие брокерской деятельности дается в ст.9 Закона «О товарной бирже и биржевой торговле» - это деятельность по совершению биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за свой счет, или от своего имени и за счет клиента.

Главное отличие маклера и брокера — характер их деятельности. Маклер является коммерческим посредником, а брокер может выполнять функции как посредника, так и представителя.

Торговые агенты и агентства.
Понятие агентской деятельности дано в ст.1005 ГК РФ.
Главная их функция — поиск покупателей для фирмы-продавца, в пользу которого работает агент или агентство.

Лекция 3. Объекты торгового оборота.

Общее понятие — товары.
Чтобы товар стал таковым, он должен обладать определенными характеристиками:

 

Для имущественных отношений характерна трактовка сущности товара, что товар является объектом торговых правоотношений. Но ст. 128 не упоминает товар как объект гражданских правоотношений.

Торговый оборот имеет несколько основных отличий от имущественных гражданско-правовых отношений:

Продвижение товара от изготовителя к потребителю составляет целевую направленность торгового оборота.

В Законе РФ от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Способность служить объектом торговых договоров и менять собственника.
Товарами признаются объекты, имеющие экономическую стоимость, и включаемые в имущественный оборот.
Товары определяются исключительно родовыми признаками.
К объектом торгового права можно отнести только движимые товары. Недвижимость не является объектом торговли.

К объектам торгового права не относится:

Товары в торговом праве должны быть конкурентноспособны.

Объектами торгового права являются товары, то есть имущество, обладающее оборотоспособности и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.

Коммерческий оборот — это оптовый оборот товаров, свободно обращающихся на рынке товаров и ограниченных в обороте товаров, требования к которым установлены законодательством.

Виды объектов ТП.

Основным видом объектов ТП являются вещи — материальные предметы, имеющие вещественную форму.
Материальные предметы включают в себя:

Это товары, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей.

Товары, используемые в производстве.

Зарубежное коммерческое право довольно часто называет в числе объектов оказываемые услуги и выполняемые работы.

С торговым оборотом связано большое количество услуг — по хранению товаров, перевозке товаров, по коммерческому представительству ( в том числе агентированию), работы по проведению маркетинговых исследований и т. д.

Не подлежит к отнесению к торговому обороту:

Товарно-распределительные документы — это составленные на формулярных бланках тексты договоров с наличием обязательных реквизитов.
Товарно-распределительными документами являются коносамент на морскую перевозку и складские свидетельства. Эти документы всегда выдаются профессиональными перевозчиками или хранителями.

Коносамент удостоверяет право его держателя распорядиться сданным к перевозке грузом. Отличие передачи коносамента от индоссирования векселя состоит в том, что осуществление переуступочной надписи одновременно означает:

Товаро-распорядительный документ — это составленный на формулярном бланке договор морской перевозки или хранения, перемена собственника товара или кредитора в обязательстве из которых производится путем непосредственной передачи новому собственнику (кредитору) экземпляра договора, выданного на предъявителя или учинение переуступочной надписи на договоре.

Складское свидетельство дается поклажедателем в подтверждение принятия товара на хранение. Поклажедателем является специальный субъект коммерческого права — товарный склад. Это профессиональный хранитель.
Складское свидетельство может быть простым и двойным.
Двойное складское свидетельство состоит из собственно складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта)
И в простом и в двойном складском свидетельстве должно быть указано:

Простое свидетельство выдается на предъявителя, в нем должно присутствовать наименование и количество принятого на хранение товара; срок, на который товар принят на хранение; размер вознаграждения за хранение; подпись хранителя и печать склада.
В двойном складском свидетельстве эти сведения должны быть указаны в обоих его частях. При несоответствии установленным требованиям, документ не признается складским свидетельством.

Части двойного свидетельства могут быть разделены, и они оба будут объектами торгового оборота. Товар выдается только в обмен на ОБЕ части свидетельства.
Также нужно предъявить документ об уплате всей суммы долга по варранту.
Складские свидетельства являются неэмиссионными ценными бумагами, и не обладают свойством включения в товарооборот без фактической передачи товара.

Коносамент, по просьбе грузоотправителя может выдаваться в нескольких экземплярах с указанием их числа.

 

По цели использования товары бывают:

По периоду использования:

По способу покупки:

ОКП — Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции. (Госстандарт России в 1993 году).
Это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на иерархической системе классификации.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.

Во внешнеэкономической деятельности действует «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ» (ТНВЭД России), утвержденная Постановлением правительства от 27.11.1996 №718, и вступила в действие с 1.01.1997. ТНВЭД РФ вводит таможенные статистики.

В 1950 году была разработана Брюссельская товарная номенклатура, в 1983 году была создана гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).

ТНВЭД РФ представляет собой развитие ТНВЭД СНГ и выражена а десятом знаке кодового обозначения. При этом девятизначная аббревиатура остается в качестве международной основы. Длина кодового значения в России составляет 10 знаков (введено 1 апреля 2001 года).

Правовой режим товаров.
Правовой режим товаров в торговле создается различными способами:

Режимные требования к товарам.
Связаны с общественными свойствами объекта торговли.

Методы госрегулирования объектов внешнеэкономической торговой деятельности:

Закон от 10.03.1999 №52-ФЗ «О сантиарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Подлежат госрегистрации:
 впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека;

Госрегистрация этих продуктов производится по основаниям:

Лекция 4-5.  Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.. Конкуренция в коммерческой деятельности.

Торговый объект — это здание или его часть, строение или его часть, сооружение или его часть, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Стационарный торговый объект или его часть — это торговый объект, представляющий здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанное с землей фундаментом и присоединенное к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарный торговый объект — это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обслуживания, в том числе передвижное сооружение.

Площадь торгового объекта — это помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров и прохода покупателей.

Торговая сеть — это совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или совокупность двух или более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Товарный рынок и его понятие регламентируется п.4 ст.4 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Товарный рынок — это сфера обращения товаров или товара, в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменены другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой, в том числе географических, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Функции товарных рынков:

Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов:

Это основные виды рынков.
Работа этих секторов регулируется рыночными механизмами и институтами, и подчиняется требованиям правовой системы.

Товарный рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров, и обеспечивается признание общественного характера создающего их труда.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителя к потребителю.

Потребительский рынок — один из секторов товарного рынка. К нему относятся:

Оптовая торговля — это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованиям.

Закон №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».
Этот закон регулирует деятельность по организации работ розничных рынках.

Розничный рынок — это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли продажи и бытового подряда цен и имеющие в своем составе торговые места.

Функции розничной торговли:

Основные задачи для розничных предприятий в сфере коммерческой деятельности:

 

Универсальный рынок — это розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемый ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Специализированный рынок — это розничный рынок, на котором 80% или более мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемый в соответствии с номенклатурой товаров...
ст.14 «Об основах госрегулирования торговой деятельности»

Участники товарного рынка:

 

Пути развития структуры рынка.

Основная задача рынков — налаживание сбыта и максимизация дохода от реализации товаров.
Главная роль посреднических организаций — создание единого внутреннего рынка.
Торговые агентства и агенты — это особый вид посредников. Они подыскивают покупателя товаров, проводят с ними переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процента от совершения сделки.
Создание сбытовых сетей — это подбор деловых партнеров, подыскивание помещения, покупка необходимого оборудования.
Изменение в приобретателях товара состоит в укреплении собственных служб снабжения, налаживании устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов и налаживание связей с надежными снабженческими организациями.
Создание дочерних снабженческих фирм. Крупным фирмам это выгодно. Эти организации-дочерние фирмы способны осуществлять комплексное снабжение, в отличие от собственных департаментов.
Образование объединений в виде союзов и ассоциаций. Их задачи носят особый характер:

Вступление субъектов рынка в различные неформальные сообщества. Образование контрактных объединений. Задачей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи бесперебойного доведения товара от изготовителя до потребителя. Примером таких объединений являются простые товарищества, консорциумы.

Важное значение имеют ФПГ.
ФПГ — это совокупность юридических лиц, которые в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, действуют как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.
ФПГ — это экономическая форма деятельности определенных дочерних и зависимых обществ и их головной компании. Это не организационно-правовая форма по ГК.
Участники ФПГ делятся на 2 группы:

Возможно создание транснациональных и международных ФПГ. Статус международной (транснациональной) ФПГ присваивается межправительственным соглашением. Они несут солидарную ответственность.

В торговле широко распространены контрактные оптово-розничные объединения. В их главе обычно стоит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет товары по магазинам, входящим в состав этого объединения.

Формирование инфраструктуры рынка.
Инфраструктура в сфере КП — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.
Инфраструктура объединяет в себе несколько подсистем:

обслуживает продвижение товаров от производителя к потребителю.
Особенности определяются законом от 2003 года №87-ФЗ «О транспортной (экспедиционной) деятельности»

информация может предоставляться клиентам на договорной основе либо по разовым заказам.

Система товарооборота основывается на безналичных расчетах.

Подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отдельных секторов рынка. Разработка научно-методических рекомендаций.

Понятие и социально-экономическая роль конкуренции.

Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. (п.7 ст.4 Закона «О защите конкуренции»)

Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности.
Поддержка конкуренции — одна из конституционных основ, закреплена в ст.8.

Основные способы создания конкурентной среды:

Пути формирования конкурентной среды:

- первоочередное предоставление заказов и субсидий
- гарантирование получаемых кредитов на развитие;

Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством по установлению и реализации правил поведения экономической деятельности на товарных рынках в целях защиты добросовестной конкуренции и обеспечению эффективности рыночных отношений.

 

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц, своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия/бездействия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»

Основанием для возбуждения и рассмотрения дела по нарушению антимонопольного законодательства могут быть:

п.1 ст.39 Закона «О защите конкуренции».

Ст.15 ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности...» содержатся требования по антимонопольной деятельности.
( глянуть к семинару)

Защита конкуренции выражается:

Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов или группы лиц, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству, обычая делового оборота.
Недобросовестная конкуренция осуществляется 4 способами:
а) введение потребителя в заблуждение относительно качества товара и его потребительских свойств;
б) некорректное сравнение товаров в рекламе;
в) копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации;
г) распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Правовое положение и особенности деятельности бирж в Российской Федерации.

Биржа — это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой оптовой торговли определенным товаром, осуществляемая в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Биржа позволяет сконцентрировать спрос и предложение на определенный товар.
Достижение биржевой цены достигается путем котировки цен — выявления и фиксации в течение биржевого дня средних цен по сделкам с определенным товаром.
Биржи позволяют получить четкое представление о конъюнктуре товарного рынка в данный момент.

По характеру биржевой торговли:

Открытая биржа — доступное для всех желающих собрание, где продавцы и покупатели совершают биржевые сделки без посредников. В биржах закрытого типа участвуют только посредники (брокеры и дилеры), аккредитованные на данной бирже.
Вопрос к семинару — отличие дилера от дистрибьюетра.

По виду биржевого товара:

Товарные биржи организуют торговлю материальными ресурсами определенного рода, товарные биржи могут быть как универсальными, так и специализированными. Фондовые биржи оперируют ценными бумагами — акциями, облигациями. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. На фондовой бирже не допускается временное членство, сдача мест в аренду или залог. Валютные биржи — это организованный рынок национальных валют. На них осуществляется свободнаая купля-продажа национальных валют исходя из котировки.

По территории деятельности;
По масштабу деятельности;
По назначению.

Фьючерсные биржи — это биржи, осуществляющие торговлю стандартными контрактами.

По форме биржевой торговли:

Биржа имеет право организовывать и вести биржевые торги (это их основная деятельность).
Бирже запрещено:
- совершать сделки от своего имени и за свой счет;

ФСФР устанавливает функции и полномочия, связанные с контролем за деятельностью бирж:

Основные полномочия ФСФР:

Для получения биржей лицензии необходимо:

Органы управления биржи состоят из общественной и стационарной структуры.

Общественная структура представлена:

Собрание осуществляет общее руководство. Биржевой комитет выбирается на общем собрании биржи и является постоянно действующим органом. Из его состава формируется президиум и Правление биржи. Биржевой комитет — контрольно-распорядительный орган, он призван охранять интересы членов и биржи и осуществляет контрольно-распорядительную функцию.
Ревизионная комиссия вправе оценивать правомочность решений, принимаемых органами управления биржи.

Стационарная структура представлена специализированными и исполнительными органами.
В состав специализированных органов входят комиссии биржи и ее коммерческие организации. Среди комиссий наиболее важны котировальная и арбитражная. Котировальная комиссия организует учет различных видов цен при заключении биржевых сделок, на основе которых определяются котировальные цены. Эти цены публикуются в биржевых бюллетенях.
Арбитражная комиссия — это третейский суд.
В стационарную структуру биржи включается Расчетная палата. Ее деятельность направлена на оперативность и точность проведения платежей. В России расчетная палата — это Расчетно-Финансовый Центр.

Биржевые сделки.
Признаки биржевой сделки:

Особенность биржевой сделки в том, что заключаются они на бирже, а исполняются вне ее. Биржевые сделки подлежат регистрации на бирже.
В зависимости от срока и условия исполнения сделки бывают:

Кассовые сделки — это действительное приобретение или отчуждение товаров или ценных бумаг, предполагающих немедленное использование.
Срочные сделки — предполагают значительный промежуток между заключением и исполнением сделки (договор поставки). Тут важен период исполнения.
Сделки на разность — это условные сделки, имеющие целью получение разности в цене.
Сделки с премией — это сделки, дающие право выбрать одно или несколько намеченных сторонами действий. Цель такой сделки — ограничение риска при совершении срочных сделок.

Срочные сделки бывают:

Бартерная сделка и сделка с условием.

Лекция 6-7. Понятие и содержание торгового договора.

Объект договорного обязательства — правоотношения сторон договора, или действия сторон договора.

Риски в коммерческой деятельности могут быть нескольких видов:

риски, связанные с производством и реализацией продукции. Могут быть связаны с неправильной ценовой политикой, приобретением товара низкого качества.

может возникнуть опасность при обмене валюты, снижении активов капитала, невозвратом кредитов, банковскими злоупотреблениями.

 

Коммерческие договоры могут подлежать лицензированию.

По цели использования приобретаемых товаров можно разделить договоры на соответствующие виды. Оптовая торговля призвана:

Коммерческая деятельность — это разновидность предпринимательской деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляемой физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателя, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям.
Все признаки коммерческой деятельность можно применить и к коммерческому договору.

Предметов торговых договоров может быть товар, находящийся в обороте.

К объектам коммерческих договорных обязательств можно отнести:

Договор, как юридический факт, существует всегда, а договор как обязательство прекращается его надлежащим исполнением или неисполнением.
Отчуждательные сделки должны соответствовать определенным критериям:

по этому признаку договоры аренды и договоры доверительного управления не могут быть отнесены к коммерческим.

поэтому договоры дарения и пожертвования не относятся к коммерческим.
Ко второй группе объектов коммерческих договорных обязательств относится деятельность по выполнению работ, связанной с движением товара — технологические работы, логистика, погрузочные работы, маркетинговые исследования, производство рекламных продуктов.

К третьей группе объектов коммерческих договорных обязательство относится деятельность по оказанию услуг, опосредующих и организующих товарные отношения.
Таким образом, к коммерческим обязательствам относятся перевозка, хранение, страхование, возмездное оказание услуг, коммерческое представительство.

Коммерческому договорному отношению, как договорному отношению, характерны признаки договорных правоотношений:

Строгая определенность их поведения и персонификация их прав и обязанностей.

Коммерческие договорные обязательства имеют и несколько специфических особенностей:

то есть имеют специальный направленный характер.

исключается наличие участников, действующих на непрофессиональной основе.

Извлечение прибыли одной и ли несколькими сторонами правоотношения.

Эти отношения могут требовать регистрацию и специальную организацию.

Не относится к коммерческим правоотношениям:

Например, отношения, связанные с антимонопольным регулированием торговли, отношения, связанные с государственным или муниципальным надзором и контролем;

Объектом коммерческого правоотношения является деятельность сторон договора, направленная на достижение правовой цели коммерческой сделки.
Исходя из этого определения можно выделить следующие группы обязательственных коммерческих правоотношений:

 

Это отношения, способствующие сбыту и продвижению товара на оптовых рынках: отношения в сфере страхования, хранения, траспортировки товаров и связанных с ними услуг, маркетинговые работы, распространение рекламы и иные правоотношения.

 

Потребительская сущность товара сводится к тому, чтобы, путем его продвижения от изготовителя к потребителю через систему возмездных сделок, в конечном счете этот товар мог быть использован по назначению.
Товар — это продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи.

Лекция 8-9. Гражданско-правовая ответственность состоит в претерпевании субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущеным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.
Эта ответственность при ее применении опирается на механизм государственного принуждения.
Ответственность носит ретроспективный характер — только за уже состоявшиеся нарушения.

Видов ответственности меньше, чем отраслей права.
За нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида.
В пределах одной отрасли права могут существовать различные виды ответственности.
В гражданском и торговом праве непосредственно связана с охранительными нормами.

 

Особенности ответственности в коммерческой сфере:

Гражданскоправововая ответственность это одна из мер защиты. Неустойка и задаток, как способы ГП-ответственности — это меры ответственности.

Меры ответственности:

ст.15 ГК — расходы, которое лицо произвели или должно будет произвести для восстановления нарушенного права + утрата или повреждение имущества потерпевшего (эти две составляющие обычно называют Реальным ущербом) + упущенная выгода.

Эквивалентом возмещения убытков может быть мера ст. 397 — исполнения обязательства третьими лицами — Заменяющая (покрывающая) сделка.

С возмещением убытков так же связана возможность предоставления отступного. Передача отступного прекращает обязательство. Дополнительно взыскивать убытки, даже если они не покрываются отступным, нельзя.

2. неустойка.
две разновидности — штраф и пеня. ст. 330 ГК.
Убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
В коммерческих отношениях как правил неустойка договорная. При определении в договоре конструкции и размера неустойки надо определить следующие основания:

 

Это взыскание происходит помимо возмещения кредитору.
Есть соотношение норм 169 и 179 ГК. Эти нормы друг другу не противоречат.

По совим особенностям они не подпадают ни под один из вышеуказанных видов ответственности и подлежат включению в отдельную группу.

Единая ответственность за нарушение денежных обязательств в виде уплаты процентов на сумму долга. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Но законом или договором могут быть установлены иные проценты. Убытки от нарушения взыскиваются в части, не покрываемой процентом.

 

Условия применения ответственности.

Факт нарушения признается только необходимым условием.

Несоответствие действий должника правовым нормам.
Под неправомерностью надо понимать неоснованность действий должника на праве, то есть отсутствие закона или договора, разрешающего должнику неисполнять обязательство или нарушать чужое право.
Правомерность действий должника подтверждается самим ответчиком.

Достаточно двух признаков причинности — предшествование во времени ненадлежащего действия должника наступлению отрицательного результата и это такое ненадлежащее действие, без которого отрицательный результат не наступил бы.

Особенности ответственности в коммерческих отношениях.
Эта ответственность носит самостоятельный характер. Это вытекает из ст.2 ГК. В коммерческих обязательствах ответственность носит имущественный характер. Она наступает независимо от вины.

Вред — это умаление субъективного гражданского права или повреждение имущества.
Вред — более широкое понятие, чем убытки. Оно подразделяется на вред имущественный и неимущественный.

Неустойка, так же как и убытки, применяется только при наличии условий наступления гражданскоправовой ответственности.

Отчуждательные договоры.
Иное название — реализационные договоры.
Основной вид — договор продажи товаров.
ГК в качестве общевидовой модели реализационных договоров в главе 30 закрепил договор купли-продажи.

Для договоров купли-продажи необходимо определение сущности торговли и учет интересов потребителей.
Понятие оптовой торговли дается в ГОСТе №Р51303-99 «Торговля. Термины и определения».

Оптовый товарооборот — это совокупный объем продаж товара производственными и торговыми организациями, а также посредниками, другим организациям для последующей реализации населению или для производственного, то есть хозяйственного потребления.
Оптовая торговля призвана обеспечить интересы потребителей.

Предметом договора купли-продажи является вещь.
Объектом являются действия продавца по передаче товара в собственность покупателя и действие покупателя по принятию этого товара и уплаты за него установленной цены.
Это один из видов консенсуальных договоров. Это публичный договор. Это договор присоединения, потому что его условия определяются продавцом в стандартных формах, и принимаются покупателем путем присоединения к данному договору в целом.

Договор оптовой купли-продажи.
Признаки:

Эта сфера — оптовая торговля.

Оптовая торговля предшествует процессу розничной торговли.
Участниками оптовой торговли являются следующие субъекты:

Предмет оптовой купли-продажи — только вещи, которые должны быть:

По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок или сроки передать в собственность покупателю вещи (товары), предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель обязан принять вещи и оплатить их стоимость.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»

Лекция 10-11. Представительство.

Специфические признаки коммерческого представительства:

Обеими его сторонами являются профессиональные предприниматели.

Коммерческие представители могут быть уполномочены на заключение договоров только от имени представляемого.

Лекция 12-13. Сервисные торговые договоры.

Договоры содействующие торговле.

В эту группу договоров можно отнести хранение, перевозку и страхование (основная группа), проведение маркетинговых исследований, оказание разнообразных рекламных услуг и предоставление и обработка коммерческой информации.

Маркетинг — различные приемы и методы рыночной работы.

Транспортные договоры в коммерческом обороте.

Два вида договоров:

При централизованной перевозки автотранспортные организации сочетают экспедиционное обслуживание и перевозку, производя по договору на перевозку с согласованными графиками завоз всех грузов получателю и вывоз от него всех грузов.
Клиенты могут разрабатывать и закреплять в договоре схемы грузопотоков и оптимальные маршруты перевозки товаров.
Когда определяется маршрут необходимо учитывать наиболее короткий путь движения товара.
Можно выделить 3 основных вида маршрутов перевозки товаров?
-линейный маршрут
-кольцевой маршрут
-маятниковый маршрут

Приемы, улучшающие централизованную перевозку:

Хостинг от uCoz